Bызов отдельных звуков, краткие рекомендации и артикуляционные уклады. Презентация "артикуляционный уклад свистящих звуков" Артикуляционный уклад шипящих звуков

Артикуляционные уклады

Подготовила Лебедева М.Д.


Артикуляционные уклады звуков

  • Прежде чем начинать работу по постановке звука, нужно знать как правильно произносится этот звук. В каком положении должны быть органы участвующие в произнесении.
  • Все упражнения нужно учить перед зеркалом.

Артикуляционный уклад звука С

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на кончик языка. ССС

Артикуляционный уклад звука СЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, он близко придвигается к нижним зубам, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит. Дуем на кончик языка. СЬ____

Артикуляционный уклад звука З

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка канавка.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. 3___

Артикуляционный уклад звука ЗЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, близко придвигается к нижним зубам, посередине языка - канавка.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. ЗЬ____

Артикуляционный уклад звука Ц

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит.
  • Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро.
  • ТС____

Артикуляционный уклад звука Ш

  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка» .
  • Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
  • Горлышко не гудит.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____

Артикуляционный уклад звука Ж

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
  • Горлышко гудит.
  • Гудим в кончик языка, поднятый вверх. Ж_____

Артикуляционный уклад звука Щ

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».
  • Язык широкий, высоко поднимается кверху. Передняя часть языка придвигается близко к «потолочку», но не касается его.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на поднятый вверх язык.
  • щ____

Артикуляционный уклад звука Ч

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».
  • Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.
  • Горлышко не гудит.
  • Горлышко не гудит.
  • Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Артикуляционный уклад звука Л

  • Губы улыбаются.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «дорожка».
  • Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. Л___

Артикуляционный уклад звука ЛЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Мы гудим в кончик языка.
  • ЛЬ___

Артикуляционный уклад звука Р

  • Рот широко открыт.
  • Зубы на большом расстоянии.
  • Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
  • Р______

Артикуляционный уклад звука РЬ

  • Рот широко открыт.
  • Зубы на большом расстоянии.
  • Язык широкий, кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. РЬ____

Артикуляционный уклад свистящих Звуков Звук «С»:Положение органов артикуляции : а) губы слегка растянуты в улыбку; б) зубы раскрыты на 1-2 мм; в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок. Звук «3» характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок Шипящий сигматизм Шипящий сигматизм относятся к группе парасигматнзмов. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих. При произнесении свистящих кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, а спинка выгнута в направлении твердого неба. Желобка в средней части языка не образуется, воздушная струя растекается по поверхности языка. В этом случае свистящие звуки произносится как шь или жь. Коррекция шипящего сигматизма

  • поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка.
  • Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка.
  • Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами.
  • Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.
  • Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке.
  • Сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.
Приемы и методы
  • Предложите ребенку держать кончик языка между передними зубами, распластав его, и выдыхать воздух, направляя его на кончик языка. Получится звук, похожий на межзубное с. Потом нажмите на кончик языка шпателем или спичкой и отодвиньте его за нижние резцы (зубы).
  • предложить держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и ребёнок сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем) , поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
  • «Улыбка – Трубочка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Сделать язык широким»
  • «Загнать мяч в ворота»
  • «Лопаточка»
  • «Чистим зубки»
  • «Горка»
Упражнения для развития воздушной струи
  • «Снежинки»
  • «Чей одуванчик раньше улетит?»
  • «Ветерок»
  • «Фокусы»
  • «Желобок»
  • «Шторм в стакане»
В презентации использованы материалы:
  • Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
  • Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004.
  • Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста. – М., 1999.
  • https://yandex.ru/images/

«ЛЯГУШКА – ХОБОТОК» На счет «раз - два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок» Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. . Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

«ЛОПАТОЧКА» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя - пя» .

«ЧАШЕЧКА» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«БУБЛИК» Выполнить упражнение «Хоботок» . Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

«ФОКУС» Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже отпускаем, Маляру мы помогаем.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«ГРИБОК» Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка» . В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ГАРМОШКА» Положение языка как в упражнении «Грибок» , губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Александра Назарук
Правильный уклад органов артикуляции

Уклад органов артикуляции . Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном и, кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Уклад органов артикуляции . При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение) . Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция мягкого л" отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным) . Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена

Звуки С,З.

При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель – тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием» ). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. При произнесении мягкого с" губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол , вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з" в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами. – 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция : он начинается со смычного элемента (как при ш, при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с, который звучит очень кратко. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перёд а – округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих – 4–5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя–поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели : между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка й твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция , что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым Нёбом меньше, чем при образовании ш.

При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию : он начинается со смычного элемента (как при звуке т) . Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу . Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ, который звучит кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции : губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш) . Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть – приподнимается к твердому нёбу, задняя часть – опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели : между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш.

При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях : при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом) . Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции г добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с к .

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом : по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к’, г", х" язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х" – щель) . Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.