Фон эссен николай алексеевич. Царский адмирал фон Эссен: чем живут его казанские потомки. Отрывок, характеризующий Эссен, Николай Оттович фон

Иностранные награды:

Никола́й О́ттович фон Э́ссен (11 декабря (18601211 ) , Санкт-Петербург - 7 (20) мая , Ревель) - русский адмирал (14 апреля ), командующий русским флотом Балтийского моря.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции Российской империи, статс-секретаря , тайного советника , сенатора Отто Вильгельмовича Эссена (1828-1876) и Любови Алексеевны (в девичестве Дружининой). Отец происходил из рода шведских дворян с времен императора Петра I верно служивших России, и получивших титул эстляндских баронов в XVIII веке. Это давало право использовать приставку «фон» носителям фамилии. В семье воспитывался с братьями-последователями дела отца, будущими юристами Алексеем († 1937), Антоном и Михаилом (1871-1908).

  • В сентябре 1875 года в возрасте 15 лет поступил в Морское училище , которое закончил в 1880 году;
  • В 1886 году окончил механическое отделение Николаевской морской академии ;
  • В 1891 году закончил Артиллерийский офицерский класс ;
  • В 1897-1898 годах командовал миноносцем № 120;
  • В 1898-1900 годах старший офицер мореходной канонерской лодки «Грозящий»;
  • В 1901-1902 годах командир парохода «Славянка»;
  • С 6 февраля 1902 года по 17 марта 1904 года командир крейсера 2-го ранга «Новик» .
  • С 17 марта - по 20 декабря 1904 года командир эскадренного броненосца «Севастополь» ;

Сын

Антон Николаевич фон Эссен (1888-1917) - флагманский штурман штаба дивизиона подводных лодок, командир подводной лодки «АГ-14 », погиб при выполнении боевого задания осенью 1917 года.

Награды

  • Золотое оружие с надписью «За храбрость» (14 марта );
  • Орден Святого Георгия III степени ();
  • Орден Святого Георгия IV степени (17 апреля );
  • орден Белого орла с мечами (12 декабря );
  • Орден Святого Владимира 2-й степени;
  • Орден Святого Владимира 4-й степени;
  • Орден Святой Анны 1-й степени;
  • Орден Святой Анны 2-й степени;
  • Орден Святого Станислава 1-й степени;
  • Орден Святого Станислава 2-й степени.

Иностранные награды:

  • Орден Спасителя 3 степени (Греция , );
  • Орден Князя Даниила I 5 степени (Черногория , );
  • Кавалерский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Королевский Викторианский орден 2-го класса (Великобритания , );
  • Командорский крест ордена Меча 1-го класса (Швеция , );
  • Командорский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Орден Данеброг (Дания , );
  • Офицерский крест ордена Почётного легиона , (Франция , );
  • Большой Крест ордена Чёрной звезды (Франция , ).

Память

Напишите отзыв о статье "Эссен, Николай Оттович фон"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эссен, Николай Оттович фон

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.

Медсестра больницы стала крестной мамой боевого корабля, а руководитель пресс-центра вуза восстановил свою историческую фамилию

Федеральные каналы в июне сообщили, что в Калининграде торжественно передан ВМФ России новый корабль - фрегат «Адмирал Эссен». Представитель древнего рода прибалтийских немцев Николай Оттович фон Эссен - герой Порт-Артура, командующий Балтийским флотом в Первую мировую войну. На поднятие Андреевского флага были приглашены ближайшие потомки адмирала: его внучатые племянники Майя и Николай фон Эссены, живущие и работающие в Казани.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АДМИРАЛА

«Это была уже наша третья поездка в Калининград, - рассказывает корреспонденту «БИЗНЕС Online» Николай фон Эссен , руководитель пресс-центра Казанского государственного энергетического университета. - Первый раз мы ездили туда в 2011 году, когда закладывался корабль. Тогда, во время закладки, по флотской традиции мы поместили в одной из его частей памятную закладную доску, прикрепив ее к днищу изнутри четырьмя винтами. Один прикрутил командующий флотом, второй - губернатор Калининградской области, третий - директор завода, наконец, четвертый достался нам с сестрой Майей. Осенью 2014 года мы участвовали в церемонии спуска фрегата на воду».

Спуск на воду - мероприятие важное и торжественное, но это еще не начало службы корабля. Он должен пройти испытания, которые могут длиться месяцами. Пресловутую бутылку шампанского разбивают о борт судна именно тогда. Кстати, это всегда делает женщина, которая по давней морской традиции становится его крестной. Так что Майя фон Эссен , старшая медицинская сестра бывшей Казанской городской больницы скорой помощи №2 (сейчас она называется медсанчастью КФУ - прим. ред. ), - крестная мама грозного боевого корабля, носящего имя ее двоюродного прадеда. «Майя - медработник, - Николай фон Эссен гордости за сестру не скрывает. - А они видят не просто жизнь без прикрас, видят и страдания, и смерти, так что они на все по-другому смотрят. У себя в больнице она на хорошем счету, больные к ней тянутся. Ее направление - это гемосорбция, это гемодиализ, плазмаферез, работа очень сложная, ответственная, а Майя - одна из тех, кто лучше всех знает оборудование и проводит все эти процедуры».

Николай Оттович фон Эссен , чьим именем назван фрегат, родился 11 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Вильгельма (Васильевича) фон Эссена . Николай был прекрасно воспитан и образован. Говорил на русском, английском, французском и, конечно, немецком языках. В 1881 году с отличием окончил Морской кадетский корпус, затем - артиллерийский офицерский класс. В 1892-м началась его служба на Тихоокеанском флоте. Служил старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Корнилов», затем командовал штабным кораблем «Славянка», крейсером «Новик», эскадренным броненосцем «Севастополь». Участвовал в сражениях в Порт-Артуре. За боевые заслуги во время Русско-японской войны фон Эссен был награжден орденом Святого Георгия IV степени и золотым оружием с надписью «За храбрость», был произведен в капитаны 1-го ранга. В 1906-м был повышен до контр-адмирала, в 1909 году его назначили командующим Балтийским флотом. Он изменил систему обучения и воспитания флота, создал из своей бывшей 1-й Минной дивизии, которой командовал два года, лучшее соединение флота, кузницу командных кадров. В 1911 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в 1913-м он был произведен в адмиралы. Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны под его командованием. Адмирал блестяще провел активные минные постановки в Южной Балтике, которые прикрывали путь на Петроград. 7 мая 1915 года он умер от крупозного воспаления легких.

ФАМИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

О личности и характере славного адмирала можно судить не только по романам Александра Степанова «Порт-Артур» и Валентина Пикуля «Моонзунд», в роду фон Эссенов есть семейное предание, как одно упоминание фамилии командующего Балтийским флотом спасло жизнь его родному брату.

Николай фон Эссен с семьей на церемонии поднятия флага, Калининград, июнь 2016

Младший брат адмирала Алексей Оттович фон Эссен (Майя и Николай - его правнуки) с начала ХХ века получил назначение в Закавказское наместничество, там пережил революцию, был в Азербайджане заместителем министра юстиции мусаватистского правительства. После прихода Красной армии начались аресты, взяли и Алексея Оттовича. Следствие по его делу поручили балтийскому матросу. И вот первый допрос: «Фамилия…» - «Эссен…» - «Ты не родственник Гололобого?» Так на флоте Николая Оттовича звали потому, что он был лысым, и Алексей Оттович - тоже, они оба были довольно похожи. Отвечает: «Да, родственник. Брат». И моряк его отпускает. А так бы - к стенке и в расход…

Уже в Тифлисе, современном Тбилиси, где в конце концов оказалась семья, Алексея Оттовича арестовывали еще три раза, но ему всякий раз чудом удавалось спастись. А в 1937 году его арестовали и объявили врагом народа. По тому времени родственникам лучше было от него отказаться, но никто из семьи этого не сделал. Они поступили похитрее - так, как им посоветовали: уволились с прежних мест работы, чтобы на новых никто не догадался потребовать с них никакого отчета, хотя фамилию, да еще такую, спрятать было сложно…

«Бабушка моя, которая знала множество языков и занималась репетиторством, боялась учить своих детей иностранным языкам, - рассказывает Николай Алексеевич. - Не дай бог во дворе кто-то услышит от них «вражескую» речь! Только вот сестра деда взяла, да и в паспорте написала: немка. А тут война началась! Пришлось выдумывать всякие оправдания, что на самом деле мы не немцы, а шведы, чтобы не сослали. Потому что Тбилиси был прифронтовым городом, а гитлеровцы уже штурмовали Эльбрус».

ТРУДНОСТИ ПЕРЕЕЗДА, ТРУДНОСТИ «ПЕРЕВОДА»

Вплоть до 1993 года эта ветвь рода фон Эссенов (потомки Алексея Оттовича) проживала в Тбилиси, но известные события (а если быть точнее, гражданская война) заставили их фактически эвакуироваться в Казань.

«Отсюда родом наша мама, - объясняет причину выбора нового места жительства Николай Алексеевич. - Мне было 13, я был в 8-м классе, когда мы с папой, мамой и старшей сестрой Майей переехали сюда. Хотя я и бывал здесь, у бабушки, еще в советские времена, но когда из Грузии приехал насовсем, нельзя сказать, что я такой наивный, но, может, я себе нарисовал, навыдумывал Россию по кино, по передачам центрального советского телевидения. Выяснилось, что тот русский язык, на котором я говорю, отличается от того, на котором говорят мои здешние сверстники. Я долгое время пытался вникнуть и вообще понять новый для меня русский. И у меня было даже какое-то отторжение, когда я слышал слова наподобие «прикалываешься»... Я долгое время не мог понять, что они имеют в виду. Если честно, даже уже учась в вузе, если кто-то сказал при мне выражение «Корки мочить», я не знал, гадость он про меня какую-то говорит или наоборот. Но я же ехал сюда - в Р-о-с-с-и-ю! Хоть и было мне всего 13, но небольшой культурный шок у меня был. Я столько всего узнал, здесь было так много новых слов! Я не знал этих красивых, даже закрученных выражений, когда кто-то кого-то куда-то очень далеко…

Любая эмиграция, даже возвращение на исконную родину, в Россию, сами понимаете, ряд проблем… У меня ведь целая эпопея с паспортом случилась. Я же сюда, в Казань, приехал без гражданства. До 2000 года был гражданином Советского Союза. И такая была морока - ходить в паспортный стол! Чтобы на тебя смотрели и в коридорных очередях, и в зеленой форме внутренней службы: «Понаехали тут!» Знаете, мои предки, прибалтийские немцы, в Россию не переезжали. Это Россия пришла туда, где мы были, понимаете? Прибалтийское немецкое дворянство, в отличие от некоторых других российских немцев, вошло, в хорошем понимании этого слова, в сговор с Петром I, благодаря чему Прибалтика как раз и стала частью Российской империи. Петр смог убедить немецкое дворянство Прибалтики, дав ему определенные права, льготы, которые отобрал шведский король. На фоне этого щедрый Петр сказал: «Я вам все верну». Поэтому я считаю себя законным жителем, абсолютно естественным россиянином, потому что мои предки благосклонно отнеслись к данной идее и стали частью этой страны. Вы знаете, я читал, что в середине XVIII века в Русской армии, как у нас в футболе сейчас, иностранцам платили больше. Но прибалтийские немцы, которые уже стали россиянами исконными и в большей части своей служили в Российской армии, возмутились: «А что такое? Почему такая разница?» И с тех пор уже всем одинаково платили жалование. Кстати говоря, наши служили верой и правдой. В середине XVIII века был создан еще один - третий гвардейский после Преображенского и Семеновского - специальный полк, на который опиралась императрица. Он как раз состоял из прибалтийских немцев.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, или, как у нас ее еще называли, Германская, многие потомки прибалтийских немцев, будучи даже генералами, меняли свои фамилии на русифицированные. Николай Оттович этого не сделал, то есть не отказался от своего отца, ведь по отцовской линии передается фамилия. Более того, даже когда наступил апогей войны между Россией и Германией, его фамилию во всех газетах Российской империи печатали, как и положено, с приставкой «фон», невзирая на то, что более немецкой фамилии, наверное, трудно было придумать. Одним из самых важных участков театра военных действий на Петроградском морском направлении руководил человек с такой вот фамилией. И никто на флоте не мог обвинить фон Эссена в том, что он не патриот. Его фамилию не стеснялись правильно писать в документах, приказах и распоряжениях высшие военные чины империи. Именно так она была опубликована и в соболезновании по поводу его кончины от болезни. А сейчас, к сожалению, корабль так назвать нельзя. Я ведь неоднократно писал на имя командующего ВМФ уже после закладки, чтобы фрегат именовался «Адмирал фон Эссен». Сейчас нельзя, чтобы российский фрегат именовался с приставкой «фон», а тогда погибать было можно. Это большевизм, волюнтаризм какой-то, не имеющий ничего общего с Россией…»

БОЛЬШАЯ БЮРОКРАТИЯ С ТРЕМЯ МАЛЕНЬКИМИ БУКВАМИ

«Собирая и восстанавливая семейный архив, удалось раскопать метрику бабушки, где черным по белому было написано «фон Эссен», - продолжает Николай Алексеевич. - Приставка «фон» у немцев означает принадлежность к дворянству. Кстати, на надгробном камне самого что ни на есть русского композитора Михаила Ивановича Глинки, когда его прах покоился в Берлине, перед фамилией были высечены эти самые буквы. Это сделали, чтобы подчеркнуть уважение к его происхождению. И вообще, дворянства может лишить только тот, кто его дал. А именно - император. Но никак не большевистская или советская - кому как нравится - власть. Другое дело, что в Советском Союзе какие-то привилегии этого класса упразднили. И даже больше… Теперь Союза нет, и я, уже имея бабушкину и свою метрики на руках, пришел для начала в районный загс: «Моя фамилия пишется таким образом: «фон» с маленькой буквы, потом пробел, потом с большой». На меня своеобразно так посмотрели: «Зачем тебе это нужно?» Я как мог постарался объяснить: восстановление исконной фамилии, преданность предкам, их традициям… Загс не унимался: «Зачем вообще что-то менять - живете же нормально». Набираюсь терпения и объясняю про нормальность и ненормальность в моем понимании. Они посмотрели на меня еще внимательнее: «Может, вам с психологом поговорить?» Продолжаю настаивать. Они тоже: «А давайте двойную фамилию напишем: Фон-Эссен. Будет вполне законно, изменение фамилии, так часто делают». Объясняю, что у меня не изменение, а восстановление фамилии, то есть наоборот - изменение изменения. В общем, пришлось идти в районный суд, писать исковое заявление. Судья, женщина в возрасте, заявление все-таки приняла. Просто я ей начал объяснять: «Вот давайте возьмем вашу фамилию…» - «Нет! Мою брать не надо». А мою, значит, можно? Почему кто-то должен решать за меня, как будет звучать моя исконная фамилия? Извините, но это фундаментальные права человека. В Германии - хоть там и республика, но никто в фамилиях ничего не отменял! Даже во времена ГДР.

Не сразу, но суд взял-таки сторону истца, то есть мою. Судья потом мне: «Вы знаете, я и в Верховный суд ходила, и свое решение показала: «Как это - правомочно?» Оказалось - да. После суда, который я выиграл, загс отказывался выполнять его решение. Через какое-то время они сдались, махнули рукой: давайте мы вам прямо в вашем старом советском свидетельстве о рождении впишем перед фамилией эти самые буковки «фон». Вписали. И поставили уже российскую печать: «Внесено на основании постановления суда».

Когда уже переоформляли паспорт, паспортистка и говорит: «А у меня компьютерная программа не пишет так - с маленькой буквы. Все фамилии начинаются только с больших букв. У нас с этим строго - это федеральная программа. Это святое, как корова». И тому подобное. Пошел к начальнику, разъяснил ситуацию - начальник приказал одолеть федеральную программу. Одолели».

КУБОК АДМИРАЛА ФОН ЭССЕНА

«Как продолжаем традиции нашего адмирала? - Николай фон Эссен на минуту задумался. - Мы с отцом (он, конечно, в большей степени) в рамках республиканских соревнований по судомоделизму несколько раз проводили Кубок адмирала фон Эссена. Есть призы, определенные премии, грамоты, которые вручаются победителям. Кубок переходящий, правда, в этом году провести конкурс не удалось, но я уверен, что в следующем он состоится. Он просто обязан состояться хотя бы потому, что на таком важнейшем участке наших границ появился корабль «Адмирал Эссен». В связи с этим, может быть, удастся привлечь спонсоров, может быть, организуем все на более высоком уровне. И имя адмирала фон Эссена придаст ему определенный статус. В Казани есть Адмиралтейская слобода, в Зеленодольске - крупнейший судостроительный комплекс. Словом, Казань, Татарстан были и остаются таким регионом, где закладывался и продолжает строиться российский флот.

Молодежь и роботами, и компьютерами занимается, а почему судомоделизм отстает? Разве судостроение - это не один из двигателей нашей экономики? Как раз через судомоделизм ребята постигают его азы, а самое главное - узнают историю своей страны, славные ее страницы. Ведь идет развитие не только навыков каких-то - вырезания, склеивания, окрашивания: точное копирование ведет к соприкосновению с большой историей страны. Кстати, в Кубке участвуют только модели кораблей времен адмирала фон Эссена, конца XIX - начала XX века. Это один из самых непростых периодов в нашей историографии, потому что почти на все события того времени навешивались постоянно какие-то ярлыки. И до сих пор эти ярлыки продолжают оставаться в умах людей. А ведь задача наша какая? Объединиться нации, не делиться на белых и красных, хотя о предках ты обязан помнить. И когда в Калининграде на «Адмирале Эссене» поднимали Андреевский флаг, а я с семьей находился рядом с этим фрегатом - аж ком в горле стоял. А когда гимн России зазвучал - это вообще было нечто! Я еле сдержался. Про остальных - не будем…»

Старинный балтийско-немецкий рыцарский род фон Эссенов появился в Прибалтике с крестовыми походами немецких рыцарей. За 250 лет на службе России он дал несколько десятков генералов, одного адмирала, пятерых губернаторов. Под Андреевским флагом служили 12 представителей рода фон Эссенов, многие стали георгиевскими кавалерами. Были в роду и военные, служившие на суше: Райнхольд Вильгельм фон Эссен был генерал-поручиком еще при Екатерине, Магнус Густав (Иван Николаевич) фон Эссен , военный губернатор Риги, уберег Прибалтику от захвата наполеоновскими войсками.

«Адмирал Эссен» - второй из шести фрегатов проекта 11356 так называемой «адмиральской серии». Головной корабль серии «Адмирал Григорович» был принят в боевой состав Черноморского флота 11 марта 2016 года, в третьем квартале этого года планируется передача третьего корабля - «Адмирал Макаров». Далее последуют «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов». После вхождения Крыма в состав России было принято решение о строительстве и дальнейшей службе всех шести сторожевых кораблей на Черноморском флоте.

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Корабли этой серии имеют водоизмещение около 4 тыс. т, длину 125 м, скорость 30 узлов и экипаж 180 человек.

Корабли обладают универсальным ракетно-артиллерийским вооружением и современными радиотехническими средствами для противолодочной и противовоздушной обороны. Оснащены ракетным комплексом «Калибр-НК», зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш», радиоэлектронным и гидроакустическим вооружением.

Николай Оттович фон Эссен

(1860-1915)

Российский военно-морской деятель. Адмирал с 1913 г. Родился 11 декабря 1860 г. в Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Васильевича Эссена. Как потомок остзейского дворянства имел титул барона и приставку "фон" к фамилии.

Окончил Морское училище с отличием в 1881 г., за успехи в учебе и примерное поведение занесен на мраморную доску. В звании гардемарина совершил двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате "Герцог Эдинбургский". Мичманом прослушал курс лекций на механическом отделе Николаевской Морской академии в 1886 г. Избрав командной специальностью системы вооружения корабля, поступил на учебу в Артиллерийский офицерский класс, который закончил в 1891 г. Дальнейшая служба была связана с Тихоокеанской эскадрой, где лейтенант Н.О. Эссен плавал с 1892 по 1897 г. артиллерийским офицером крейсера "Адмирал Корнилов". До 1900 г. служил на Средиземноморской эскадре командиром миноносца № 120 ("Пакерорт"), старшим офицером мореходной канлодки "Грозящий", командиром штабного парохода "Славянка". В 1899 г. за отличия по службе присвоено звание капитан 2-го ранга. Во время зимовки парохода в Петербурге, с 1900 по 1902 г. преподавал в Морском кадетском корпусе теоретическую механику и девиацию. С 1902 г. - командир новейшего крейсера 2-го ранга "Новик". Приняв корабль на судостроительном заводе в Германии, Н.О.Эссен перевел его в Порт-Артур в состав эскадры Тихого океана.

С первых же дней русско-японской войны "Новик" активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 г., после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел "Новик" в море на разведку. Обнаружив превосходящие силы противника, корабль атаковал крейсер "Якумо". Только попадание 8-дюймового снаряда вынудило "Новик" возвратиться в базу. Последующие дни были наполнены активной боевой деятельностью, командир и его экипаж проявили высокое воинское мастерство и героизм, показали пример выполнения долга. "Новик" участвовал в боях с японской эскадрой, поддерживал миноносцы, проводил разведку. На нем держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров при выходе на спасение погибавшего миноносца "Стерегущий". 16 марта капитан 2-го ранга Н.О. Эссен назначается командиром эскадренного броненосца "Севастополь", а после того как корабль стал флагманом эскадры, исполняет и должность флаг-капитана при командующем. Был убежденным сторонником активных действий флота, выхода в море для ведения боя с противником. Разногласия в этом вопросе с контр-адмиралом В.К. Витгефтом привели к замене Эссена на посту флаг-капитана и переносу флагманского адмиральского флага с "Севастополя".

Броненосец несколько раз вступал в бой с врагом, участвовал в попытке прорыва эскадры во Владивосток, дважды подрывался на минах. Находясь в гавани, вел контрбатарейную борьбу с японской осадной артиллерией. После перехода в б. Белый Волк корабль подвергся многочисленным атакам японских миноносцев, выпустивших по нему 180 торпед, две из которых попали в цель. Несмотря на повреждения, командир смог обеспечить активное использование корабельной артиллерии против сухопутных и морских целей. Попадания вражеских снарядов окончательно вывели "Севастополь" из строя. Н.О. Эссен был назначен начальником Ляотешанского отдела обороны с подчинением сухопутных частей и береговой артиллерии. Когда 19 декабря 1904 г. началось уничтожение кораблей эскадры, "Севастополь" единственным из всех стараниями бывшего командира был отбуксирован для затопления на большую глубину, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях. Н.О. Эссен последним покинул броненосец.

За боевые заслуги Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость", произведен в капитаны 1-го ранга. После возвращения в Россию с 1905 г. он занимает должности заведующего стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного морского штаба, командира 20-го флотского экипажа, с марта 1906г. - командир строившегося в Англии броненосного крейсера "Рюрик".

С августа 1906 г. контр-адмирал Н.О. Эссен - начальник Отряда минных крейсеров Балтийского флота (позже 1-я Минная дивизия). На этом посту он "нашел благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году". Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке, которую впервые стал проводить круглый год, поддерживал думающих и инициативных офицеров. Под его руководством в результате интенсивных тренировок и учений соединение превратилось в основное боевое ядро флота. Корабли плавали в любую погоду во всех районах Финского залива, центральной и северной части моря. С ноября 1908 г. Эссен назначен начальником соединенных отрядов Балтийского флота, в 1909 г. - начальником морских сил Балтийского моря (с 1911 г. - командующий флотом Балтийского моря). Добился коренной перестройки деятельности всех учреждений, поставив их на службу потребностям действующего флота. Показал себя прямым последователем идей вице-адмирала С.О. Макарова, руководил разработкой и принятием в 1912 г. плана действий флота на случай войны, созданием минно-артиллерийских позиций для обороны петербургского направления.

Под командованием адмирала Н.О. Эссена Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны в полной готовности к отражению нападения противника, В 1914-1915 гг. корабли провели блестяще организованные активные минные постановки в южной Балтике, на германских коммуникациях, успешно действовали в море. В 1914 г. Эссен награжден орденом Белого Орла с мечами.

Умер в Ревеле 7 мая 1915 г. Тело доставлено в Санкт-Петербург на эсминце "Пограничник" и 15 мая захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/

О дин из виднейших деятелей отечественного флота Николай Оттович Эссен родился в Петербурге в семье статс-секретаря Отто Вильгельмовича фон Эссена 11 декабря 1860 года. Уже в раннем возрасте он стал проявлять интерес к морю и флоту. В пятнадцатилетнем возрасте Николай Эссен поступает в морской корпус, который через два года (в 1877 году) был преобразован в Морское училище. В программу училища вошли новые дисциплины, повысилось внимание к математике, механике, вооружению флота, больше времени стало отводиться на практические занятия. Это было связанно с коренным изменением материально-технической базы русского флота, для которого теперь требовались новые высококвалифицированные специалисты.
В двадцать лет Николай с отличием завершил учебу в Морском училище - его имя было высечено на почетной мраморной доске. Став гардемарином, он ушел в двухлетнее заграничное плавание на фрегате «Герцог Эдинбургский». В этом плавании, успешно сдав практику, он в августе 1881 года был произведен в мичманы. Показав себя способным офицером, Эссен в 1884 году был направлен для продолжения учебы в Николаевскую морскую академию.
В двадцать шесть лет лейтенант Эссен окончил морскую академию. С 1892 по 1896 год молодой флотский офицер плавал на кораблях Тихоокеанской, а затем три года - Средиземноморской эскадр. В возрасте тридцати девяти лет, пробыв почти четырнадцать лет в чине лейтенанта, Николай Оттович был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1902 году Эссен назначается командиром крейсера «Новик» - водоизмещением 3000тонн и скоростью хода 25 узлов. Крейсер имел бронированную палубу и рубку и был хорошо вооружен. «Новик» вошел в состав русской тихоокеанской эскадры.
З наменательным событием в жизни Николая Оттовича стало его назначение флаг-капитаном к командующему 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову - выдающемуся флотоводцу и ученому, руководителю двух кругосветных плаваний, герою русско-турецкой войны 1877-1878 годов, создателю тактики броненосного флота. Их совместная работа стала для Эссена той школой, которую «...забыть просто невозможно, а пренебрегать - преступно». Особенно запомнились Эссену дни формирования эскадры - сначала в Кронштадте и Ревеле, а затем в Либаве. Весьма сложными оказались условия перехода эскадры на Дальний Восток, поскольку на ее пути не было ни одной военно-морской базы России. Некоторые государства под давлением Англии отказались снабжать русские корабли топливом и продовольствием. В Танжере эскадра разделилась на два отряда. Первый под командованием вице-адмирала З.П. Рождественского, состоявший из новых броненосцев, которые не могли пройти по Суэцкому каналу, пошел вокруг Африки. Второй отряд под командованием контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама направился через Средиземное море. Из Танжера Николай Оттович был отозван в Ревель для формирования 3-й Тихоокеанской эскадры.
К началу войны с Японией Эссен стал опытным и хорошо подготовленным командиром. Он имел прекрасное образование, многолетний опыт плавания на кораблях различных классов. Он мог решать практически любые тактические задачи, умело управлять кораблем, знал и прекрасно использовал в бою артиллерийское вооружение.
Р усско-японская война началась 27 января 1904 года, и Николай Оттович Эссен принимал в ней участие с первого до последнего дня. Внезапное нападение японского флота на тихоокеанскую эскадру, находившуюся в Порт-Артуре, серьезно ее ослабило, так как из строя было выведено два лучших броненосца и ряд мелких судов. Крейсер «Новик», стоявший в глубине внешнего рейда, не пострадал во время ночной атаки и утром вышел в море в разведку с целью выявления сил неприятельского флота.
Н а следующий день «Новик» под командованием Эссена в течение получаса вел бой с мощной японской броненосной эскадрой. Благодаря искусным действиям командира, крейсер не только уцелел, но и нанес значительные повреждения японским кораблям, ведя по ним интенсивный огонь с короткой дистанции. За этот бой Н.О.Эссен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость», а действие экипажа крейсера во время боя было поставлено в пример всему личному составу русской эскадры.
В феврале 1904 года командующим эскадрой назначается вице-адмирал Макаров, который в свою очередь назначает Эссена командиром эскадренного броненосца «Севастополь», который также как и «Новик» прославился во время обороны Порт-Артура.
П осле гибели Макарова, ставшей тяжелой утратой для всей русской эскадры, Эссен был назначен флаг-капитаном с оставлением в должности командира «Севастополя», на котором разместился штаб нового командующего эскадрой. Николай Оттович решительно выступал против использования флота только для обороны Порт-Артура. Он настаивал на том, что эскадра должна выйти в море и дать бой японцам. Это мнение не разделял новый командующий эскадрой В.К.Витгефт, и после возникшего конфликта Эссен был освобожден от обязанностей начальника штаба (флаг-капитана).
О н остался командиром «Севастополя» и в июне 1904 года был произведен в чин капитана 1-го ранга.
П осле неудачной попытки прорваться к Владивостоку, русская эскадра вернулась в Порт-Артур, и, начиная с августа 1904 года, деятельность Эссена была связана с обороной порта, прежде всего артиллерийской поддержкой защитников крепости. Команда «Севастополя» отличалась высокой точностью поражения целей корабельной артиллерией, и Эссену поручались наиболее трудные и важные задачи по уничтожению активных вражеских батарей.
О борона Порт-Артура продолжалась восемь месяцев и закончилась 20 декабря 1904 года. Несколько кораблей русской эскадры, находившиеся с «Севастополем» в бухте Белый Волк, сумели ночью прорвать японскую блокаду и уйти в порты Китая. Но сильно поврежденный «Севастополь», хотя еще и держался на плаву, не мог уйти. Чтобы корабль не достался врагу, Н.О.Эссен вывел его в глубокое место и там затопил, покинув корабль последним.
Б орьба за Порт-Артур стоила японцам огромных потерь. Русские потеряли за период обороны крепости 28 тысяч человек, и почти полностью погибла эскадра, находившаяся в порту.
П оражение России в войне с Японией заставило правительство пойти на проведение некоторых реформ, в том числе и в военно-морском флоте.
П олучив чин контр-адмирала и вернувшись на Балтику после войны, Эссен становится командиром 1-й минной дивизии, предназначенной главным образом для нанесения торпедных ударов по крупным боевым кораблям и отражения торпедных атак противника, а также для выполнения активных минных постановок, ведения разведки, несения дозорной службы и обеспечения боевых действий кораблей других классов. Дивизия имела 36 эсминцев и более 40 вспомогательных судов. Соединение, при формировании которого был учтен опыт русско-японской войны, стало своеобразным полигоном для отработки многих вопросов организации и ведения морского боя. По признанию адмирала И.К.Григоровича, инспектировавшего дивизию в 1908 году, успешному решению задач во многом способствовали «... высокий профессионализм, организаторские способности, а главное - трудолюбие и творчество...» ее командира.
Н е случайным было назначение Николая Оттовича в 1908 году начальником соединений отряда Балтийского флота. На следующий год он стал начальником Морских сил Балтийского моря, а в 1911году - командующим Балтийским флотом с производством в вице-адмиралы. Месяцем раньше этого события Эссен отметил свое пятидесятилетие.
С толь успешному продвижению по службе способствовало активное участие Н.О. Эссена в разработке «Закона об императорском российском флоте». Это был труд Особого военного комитета при Государственной думе, членом которого он состоял. По предложению Эссена на Балтике в течение 20 лет должны были быть сформированы три эскадры: две боевые и одна резервная. Каждая могла состоять из 8 линейных кораблей, 4 линейных и 8 легких крейсеров, 36 эсминцев, 12 подводных лодок. Первые пять лет выделялись в особый период. Согласно «Программы усиленного судостроения Балтийского флота на 1911 - 1915 гг.» предполагалось построить 4 линейных и 4 легких крейсера, 30 эсминцев и 12 подводных лодок. По расчетам Николая Оттовича на это требовалось чуть больше полмиллиарда рублей.
Р еализация судостроительной программы стала основным делом Эссена. И относился он к нему, по отзывам сослуживцев, с душой, используя и имеющиеся знания и опыт. Понимая, что одному в крайне ограниченные сроки и в условиях военно-экономической отсталости России столь грандиозных задач не решить, Николай Оттович привлекал к работе.причем на самых ответственных участках, подчиненных офицеров. Им широко применялись как материальные, так и моральные стимулы: переходящие призы, вымпелы, досрочное присвоение воинских званий.
К омандующий Балтийским флотом лично присутствовал при закладке и спуске со стапелей новых кораблей. Он часто бывал на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, советовался с профессором морской академии Иваном Григорьевичем Бубновым и академиком Петербургской академии наук Алексеем Николаевичем Крыловым.
В 1912 году Балтийский флот пополнился новыми кораблями. В строй вступили два линейных корабля «Андрей Первозванный» и «Павел I», броненосный крейсер «Рюрик», крейсера «Паллада», «Адмирал Макаров» и «Баян». К осени1913 года в строй вошли линкоры-дредноуты типа «Севастополь», не уступающие английским и немецким кораблям этого класса. Они обладали скоростью до 23 узлов, дальностью плавания 1625 миль, имели главные машины мощностью более 42 тысяч лошадиных сил, 38 орудий калибром до 305 миллиметров. От Путиловской верфи флот получил несколько эскадренных миноносцев, в том числе «Новик», унаследовавший имя погибшего в русско-японской войне крейсера. Во время ходовых испытаний он установил мировой рекорд скорости - 37,3 узла.
О днако, несмотря на усиление Балтийского флота, он по-прежнему значительно уступал германскому флоту.
К роме строительства новых кораблей требовалось также оперативное оборудование морских подступов к столице. Основу обороны восточной части Финского залива составляли укрепления Кронштадта, где на вооружении находились вполне современные орудия. Созданная Эссеном специальная комиссия под председательством начальника этой морской крепости генерал-майора Н.И.Артамонова отвечала за «...обеспечение защиты портовых сооружений от бомбардировок, преграждение доступа неприятеля к Петербургу, за обеспечение защиты от бомбардировок мест стоянок флота». По замыслу Эссена передовая линия обороны крепости переносилась на более дальние морские рубежи, а строящаяся островная линия становилась втором оборонительным рубежом. Уже к началу 1913 года были готовы под установку вооружения форты Николаевский, Алексеевский, Обручев и Тотлебен. Количество орудий в крепости возросло до 322.
Н а побережье Финляндии завершается постройка форта Ино, в южной части Финского залива - фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Они отличались прочными железобетонными казематами, удобными и надежными помещениями для личного состава, автономными силовыми станциями. Здесь располагались батареи орудий калибром от 152 до 305 мм с достаточно большим запасом снарядов.
Б ыла усилена береговая артиллерия главной базы флота - Ревеля.
Н иколай Оттович первым в истории военно-морского искусства предложил использовать в морском сражении наряду с надводными кораблями и подводные лодки, которые должны были наносить предварительные удары по неприятельским кораблям еще до начала сражения. И летом 1913 года он утвердил план создания новых пунктов базирования легких сил и подводных лодок в Моонзундском и Або-Аландском морских районах. В сентябре 1913 года на Балтийском заводе заложили серию подводных лодок типа «Барс».
В том же 1913 году Николай Оттович Эссен был произведен в чин адмирала флота.
А дмирал Эссен вплотную занимался вопросами взаимодействия между сухопутными войсками и силами флота в совместных действиях на приморском направлении. Прежде всего требовалось навести порядок в управлении приморскими крепостями, в разграничении власти, прав и обязанностей сухопутных и морских начальников при совместных действиях по обороне берегов и закрепить это нормативными актами. Во-вторых, закладывались основы руководства военно-морскими силами во время войны. Предлагалось, в частности, иметь военно-морское управление в Ставке верховного главнокомандующего, военно-морские отделы при штабах командующих фронтами, военно-морского представителя в штабе армии. Намечалось также направлять в корпуса и дивизии штаб-офицеров связи флота, которые должны были иметь свои радиопозывные, карты и шифры.
В -третьих, формировались подразделения морской пехоты, поскольку «...действия используемых, в том числе в русско-японской войне, в качестве морских десантов армейских частей весьма неэффективны из-за отсутствия у них специальной подготовки».
В есь 1913 год стал весьма плодотворным в деятельности командующего Балтийским флотом. «Адмирал Эссен всю душу вкладывал в подготовку флота к выполнению программы будущих военных действий на случай разрыва с Германией». Осваивалась новая техника: быстроходные линейные и легкие крейсеры, эскадренные миноносцы, трехтрубные торпедные аппараты которых позволяли осуществлять залповую стрельбу, а также гидросамолеты. Разрабатывалась тактика боевого применения подводных лодок, на которые возлагались большие надежды в борьбе с кораблями противника, ведении разведки, а также скрытной постановке мин у вражеского берега. Шел поиск оптимального применения формируемого авиационного отряда флота. Проходили проверку новые правила артиллерийской стрельбы.
П одготовка российского флота к новой войне шла с учетом опыта русско-японской войны. Она хорошо была продумана и носила чрезвычайно интенсивный характер. Не малая роль в этом принадлежала адмиралу Н.О.Эссену. Понимая, что русский флот по численности кораблей, особенно линкоров, значительно уступает германскому флоту, Эссен стремился противопоставить этому высокую выучку экипажей. В результате прекрасно организованной и планомерной боевой подготовке в предвоенные годы он смог добиться в этой области высоких показателей, что неоднократно было подтверждено моряками Балтики в годы Первой мировой войны.
А война с каждым днем приближалась. Мобилизация и развертывание русского флота начались заблаговременно и осуществлялись последовательно по мере нарастания угрозы со стороны Германии.
16 июля 1914 года на столе Николая Оттовича лежала очередная радиограмма с одного из постов Балтийского побережья. В ней содержалась информация о том, что у территориальных вод Российской империи замечены столбы черного дыма, вероятно от скопления там большого количества кораблей.
С пустя час на совещании руководящего состава флота командующий ввел в действие план минного прикрытия входа в Финский залив. Тем временем Балтийский флот был приведен в боевую готовность. Эссен принял решение, не ожидая приказания из Петербурга, с рассветом начинать постановку минного поля.
Ч уть начало светать, по сигналу с флагмана заградители приступили к постановке первой из восьми линий заграждений. Через три часа тщательно спланированная заранее операция была закончена. А спустя двадцать минут из столицы пришла радиограмма об объявлении Германией войны России. Таким образом, благодаря энергичным и решительным действиям командующего флотом и его штаба, минное заграждение на центральной позиции, равно как и другие мероприятия, предусмотренные планом, были выполнены еще до начала войны. Огромная заслуга в этом принадлежит лично Н.О.Эссену, который правильно оценил военно-стратегическую обстановку, сложившуюся на Балтике в последние дни перед началом войны и принял все необходимые меры, чтобы привести флот в боевую готовность и обезопасить его на случай неожиданного нападения противника.
К ак только поступило сообщение об объявлении Германией войны, в устье Финского залива был развернут дозор из крейсеров. Перед главным минным заграждением заняла позиции бригада подводных лодок. В районе флангово-шхерной позиции сосредоточилась 2-я дивизия миноносцев. За главным минным заграждением находилась эскадра из двух бригад линейных кораблей (4 линкора), бригады крейсеров (5 крейсеров) и 1-й минной дивизии (20 эсминцев). «С этого дня, - обратился к морякам адмирал Эссен, - каждый из нас должен свести все свои помыслы и волю к одной цели - защитить Родину от посягательства врагов и вступить в бой с ними без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны».
Т ак сосредоточенно, в ожидании прорыва германских кораблей Балтийский флот держался первый месяц войны. До окончательного выяснения намерений Германии ему запрещалось предпринимать какие-либо активные действия в открытом море.
Ш ли дни, но германский флот не собирался прорываться в Финский залив, а ограничивался лишь демонстративными действиями, которые свелись к артиллерийским обстрелам русских портов и наблюдательных пунктов и поставкой минных заграждений за пределами залива.
А нализ состава и действий германской стороны убедил русское командование в том, что противник не собирается вести наступательные операции крупными силами. Поэтому перед флотом ставилась новая боевая задача - в ближайшее время провести постановку минных заграждений в юго-восточной части для прикрытия фланга и тыла русской армии от возможных ударов с моря, стеснения базирования германского флота и нарушения его коммуникаций.
18 октября после траления фарватеров и поиска подводных лодок противника русские корабли приступили к минированию района между Мемелем и Данцигом. До декабря было произведено 6 минных постановок и 5 минно-заградительных операций. За этот период было выставлено около 3 тысяч различных мин. В целях маскировки корабли выходили на задания только в период наиболее продолжительных ночей. Силы флота были рассредоточены в нескольких пунктах базирования и двигались вдали от берегов, соблюдая строгую радиодисциплину, ведя непрерывную разведку и наблюдение за противником. Результатом этих действий стало то, что в 1914 - 1915 годах на минах взорвались или получили серьезные повреждения 15 немецких боевых кораблей (в том числе 3 крейсера) и 14 транспортов. Даже противник признавал минно-заградительные операции и минные постановки русских образцовыми по своей организации и выполнению.
Т акже тщательно был установлен четкий порядок прохождения информации от наблюдательных постов до заинтересованных лиц. Ежедневно составлялась оперативная сводка, которая дополнялась данными радиоперехвата и прогнозом погоды. Эти сведения наносились на карту обстановки, находившуюся у начальника службы наблюдения и связи флота. С ней знакомились командиры соединений и кораблей перед выходом в море.
О радиоразведке Балтийского флота следует сказать особо. Здесь русскому командованию помог случай. Так 26 августа сел на мель немецкий крейсер «Магдебург», который заблудился в тумане. Получив об этом известие, Николай Оттович сразу же направил в район чрезвычайного происшествия 1-й дивизион миноносцев и крейсера «Богатырь» и «Паллада». На помощь «Магдебургу» подошел миноносец У-26. Крейсера «Богатырь» и «Паллада» открыли огонь. Под прикрытием туманной дымки немецкий миноносец ушел. Положение «Магдебурга» было явно безнадежным, и его команда взорвала на нем носовые погреба.
П ри осмотре немецкого крейсера были найдены германские радиошифры, которые Эссен поручил своему штабу тщательно изучить. Затем, по его инициативе, была создана секретная радиостанция для приема германских радиограмм. Персонал станции был тщательно подобран из числа офицеров и лучших радиотелеграфистов, знающих немецкий язык. Работа станции сохранялась в строгой тайне.
П оскольку немцы широко пользовались радиосвязью, командование Балтийского флота было хорошо осведомлено о противнике, что позволило перейти от пассивного ожидания появления германского флота в Финском заливе к активным действиям. Так, благодаря радиоперехватам, стало известно о времени прибытия в Мемель большого транспорта. Туда была послана подводная лодка, которая и потопила его.
В следующем, 1915 году, в море чаще стали выходить группы крейсеров во главе с адмиралом Эссеном. Ряд минных заграждений у германских берегов поставил под флагманским флагом крейсер «Рюрик» в ночь под новый год, пройдя за Борнхольм до Каркали. Спустя месяц подобная задача была решена в Данцигской бухте. Действовать пришлось в весьма сложных условиях. Чтобы попасть в нее, следовало пробиться через льды в Финском заливе. А в начале марта, как доложили Николаю Оттовичу летчики авиационного отряда, здесь подорвалось 8 транспортов.

У же в начале 1915 года Балтийский флот значительно усилился введением в строй 4 новых линейных кораблей типа «Севастополь». Штаб флота по указанию Эссена разработал новый план ведения боевых действий, применительно к изменившейся обстановке. Были созданы шесть тактических групп кораблей, включающие по 4 новых и 4 старых линейных корабля и 9 крейсеров. Отдельно выделялись 4 дивизиона миноносцев и бригада подводных лодок. Этот план был утвержден в апреле 1915 года и просуществовал без изменений до конца войны. Согласно плану, с началом форсирования противником минного заграждения по его кораблям должны были нанести мощный артиллерийский удар из главного калибра линейные корабли русского флота и береговая артиллерия. В тоже время крейсера и противоминная артиллерия должны вести огонь по тральщикам неприятеля. Миноносцы, развернутые между минными заграждениями и группами кораблей, должны вести борьбу с вражескими миноносцами и подводными лодками.
Г ерманский флот в Первую мировую войну ни разу не попытался форсировать центральную позицию в Финском заливе, очевидно опасаясь больших потерь. Поэтому трудно сказать, насколько хорошо Балтийский флот смог бы действовать по этому плану, но совершенно точно можно утверждать, что тактический замысел предполагаемого боя был новой страницей в области военно-морского искусства.
Н е вступив в решающее сражение с основными силами германского флота, Балтийский флот с честью выполнял ставившиеся перед ним задачи. Моряки Балтики не допустили противника в Финский залив, разгромили прорвавшиеся в Рижский залив неприятельские корабли, огневой поддержкой и десантом морской пехоты помогли сухопутным силам предотвратить захват немцами Риги. Флот принимал участие во многих наступательных и оборонительных операциях, успешно выполнял специальные задания.
П ри выполнении одного из заданий особенно отличился эсминец «Новик» под командованием капитана 2-го ранга Е.А.Беренса. По приказу адмирала Эссена он вышел в дозор по Ирбенскому заливу. В предутренней мгле его сигнальщики прямо по курсу обнаружили два больших трехтрубных корабля незнакомых силуэтов. Как выяснилось впоследствии, это были новейшие германские эсминцы У-99 и У-100, водоизмещением 1350 тонн с мощным артиллерийско-торпедным вооружением. На поднятый условный сигнал эсминцы не ответили. Тогда «Новик» открыл огонь. Третьим залпом был накрыт головной корабль. На нем загорелась кормовая надстройка. «Новик» перенес огонь на второй немецкий эсминец, пытавшийся поставить дымовую завесу, и на нем также возник пожар. Более того, У-99 наскочил на мину и подорвался. Второй эсминец, объятый пламенем, ушел в открытое море. «Новик» вышел из боя практически без потерь. Получив донесение о результатах патрулирования, Николай Оттович приказал в тот же день представить к наградам отважных моряков.
Н есмотря на успехи флота, адмирал Эссен настаивал на дополнительных защитных мерах. По его приказу был срочно создан специальный отряд кораблей Рижского залива во главе с капитаном 1-го ранга Н.С. Вяземским. В него вошли линейный корабль «Слава», 6 заградителей, 4 подводные лодки, несколько десятков транспортов и вспомогательных судов, в общей сложности более 50 вымпелов. Минная дивизия была усилена 6-ю миноносцами и группой минных заградителей. Большая часть ее боевого состава перебазировалась на Моонзунд.
Б ыл разработан детальный план взаимодействия с 12-й сухопутной армией. Он согласовывался с ее командующим генерал-лейтенантом П. А. Плеве. План предусматривал высадку морского десанта в случае прорыва противником обороны на приморском направлении. Сам Николай Оттович вплотную занялся воплощением в жизнь мечты, вынашиваемой им еще с довоенных времен - формированием отдельного батальона морской пехоты. Это оказалось очень кстати. Когда противник во время одной из атак прорвался в Кеммерн, в его тылу был высажен небольшой по составу морской десант, который произвел на немцев довольно мощный психологический эффект. Перешедшие в контратаку русские части выбили их из города, а артиллерия флота заставила замолчать вражеские батареи.
С тараниями Николая Оттовича создаются Передовая, Моонзундская и Приморская минно-артиллерийские позиции. Между Передовой и Центральной позициями развертывались маневренные легкие силы флота, с задачей отражения попыток кораблей германского флота прорваться через минные заграждения.
Е ще одной яркой страницей в деятельности Балтийского флота стала операция по ликвидации выходивших из Стокгольма немецких судов с грузами в сопровождении конвоя. Разведывательная сводка поступила в штаб флота в первых числах мая, и Эссен приказал готовиться к походу. К тому времени врачи выявили у него сердечную недостаточность и рекомендовали подлечиться, но Николай Оттович решил лично возглавить этот поход.
К шведскому берегу направлялись миноносцы и крейсеры. Ночью русские моряки встретили караван и атаковали его. Был потоплен весь конвой и дозорный корабль «Виндау». Вновь во время боя отличился «Новик». Совместно с «Громом» и «Победителем» он, применив впервые в истории флота залповую стрельбу торпедами по площади, вывел из строя вспомогательный крейсер «Герман» водоизмещением 4 тысячи тонн, потопил 2 траулера с вооружением и 2 парохода.
Д ля Николая Оттовича Эссена это стало последним выходом в море. Находясь на капитанском мостике флагманского корабля при возвращении домой после успешной операции, он простудился и получил воспаление легких.
7 мая 1915 года в возрасте пятидесяти четырех лет адмирал Эссен скончался. Прибывший в Ревель начальник Морского Генерального штаба адмирал А.И. Русин выразил глубокое соболезнование от имени императора Николая II, верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича семье Николая Оттовича. Его тело было доставлено в Петроград и захоронено в Александро-Невской лавре под артиллерийский салют с оказанием всех воинских почестей.
К онечно, у Эссена не было столь громких морских побед, таких как у Наварина или Чесмы, Калиакрии или Синопа. Однако для русского флота им было сделано не мало. Его личная храбрость и мужество, верность долгу и безупречное служение Родине были отмечены двенадцатью орденами, в том числе орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степеней. Эссен был также удостоен французского ордена Почетного легиона Командирской степени и английского Большого креста.

(1860-1915)

Российский военно-морской деятель. Адмирал с 1913 г. Родился 11 декабря 1860 г. в Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Васильевича Эссена. Как потомок остзейского дворянства имел титул барона и приставку "фон" к фамилии.

Окончил Морское училище с отличием в 1881 г., за успехи в учебе и примерное поведение занесен на мраморную доску. В звании гардемарина совершил двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате "Герцог Эдинбургский". Мичманом прослушал курс лекций на механическом отделе Николаевской Морской академии в 1886 г. Избрав командной специальностью системы вооружения корабля, поступил на учебу в Артиллерийский офицерский класс, который закончил в 1891 г. Дальнейшая служба была связана с Тихоокеанской эскадрой, где лейтенант Н.О. Эссен плавал с 1892 по 1897 г. артиллерийским офицером крейсера "Адмирал Корнилов". До 1900 г. служил на Средиземноморской эскадре командиром миноносца № 120 ("Пакерорт"), старшим офицером мореходной канлодки "Грозящий", командиром штабного парохода "Славянка". В 1899 г. за отличия по службе присвоено звание капитан 2-го ранга. Во время зимовки парохода в Петербурге, с 1900 по 1902 г. преподавал в Морском кадетском корпусе теоретическую механику и девиацию. С 1902 г. - командир новейшего крейсера 2-го ранга "Новик". Приняв корабль на судостроительном заводе в Германии, Н.О.Эссен перевел его в Порт-Артур в состав эскадры Тихого океана.

С первых же дней русско-японской войны "Новик" активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 г., после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел "Новик" в море на разведку. Обнаружив превосходящие силы противника, корабль атаковал крейсер "Якумо". Только попадание 8-дюймового снаряда вынудило "Новик" возвратиться в базу. Последующие дни были наполнены активной боевой деятельностью, командир и его экипаж проявили высокое воинское мастерство и героизм, показали пример выполнения долга. "Новик" участвовал в боях с японской эскадрой, поддерживал миноносцы, проводил разведку. На нем держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров при выходе на спасение погибавшего миноносца "Стерегущий". 16 марта капитан 2-го ранга Н.О. Эссен назначается командиром эскадренного броненосца "Севастополь", а после того как корабль стал флагманом эскадры, исполняет и должность флаг-капитана при командующем. Был убежденным сторонником активных действий флота, выхода в море для ведения боя с противником. Разногласия в этом вопросе с контр-адмиралом В.К. Витгефтом привели к замене Эссена на посту флаг-капитана и переносу флагманского адмиральского флага с "Севастополя".

Броненосец несколько раз вступал в бой с врагом, участвовал в попытке прорыва эскадры во Владивосток, дважды подрывался на минах. Находясь в гавани, вел контрбатарейную борьбу с японской осадной артиллерией. После перехода в б. Белый Волк корабль подвергся многочисленным атакам японских миноносцев, выпустивших по нему 180 торпед, две из которых попали в цель. Несмотря на повреждения, командир смог обеспечить активное использование корабельной артиллерии против сухопутных и морских целей. Попадания вражеских снарядов окончательно вывели "Севастополь" из строя. Н.О. Эссен был назначен начальником Ляотешанского отдела обороны с подчинением сухопутных частей и береговой артиллерии. Когда 19 декабря 1904 г. началось уничтожение кораблей эскадры, "Севастополь" единственным из всех стараниями бывшего командира был отбуксирован для затопления на большую глубину, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях. Н.О. Эссен последним покинул броненосец.

За боевые заслуги Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость", произведен в капитаны 1-го ранга. После возвращения в Россию с 1905 г. он занимает должности заведующего стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного морского штаба, командира 20-го флотского экипажа, с марта 1906г. - командир строившегося в Англии броненосного крейсера "Рюрик".

С августа 1906 г. контр-адмирал Н.О. Эссен - начальник Отряда минных крейсеров Балтийского флота (позже 1-я Минная дивизия). На этом посту он "нашел благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году". Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке, которую впервые стал проводить круглый год, поддерживал думающих и инициативных офицеров. Под его руководством в результате интенсивных тренировок и учений соединение превратилось в основное боевое ядро флота. Корабли плавали в любую погоду во всех районах Финского залива, центральной и северной части моря. С ноября 1908 г. Эссен назначен начальником соединенных отрядов Балтийского флота, в 1909 г. - начальником морских сил Балтийского моря (с 1911 г. - командующий флотом Балтийского моря). Добился коренной перестройки деятельности всех учреждений, поставив их на службу потребностям действующего флота. Показал себя прямым последователем идей вице-адмирала С.О. Макарова, руководил разработкой и принятием в 1912 г. плана действий флота на случай войны, созданием минно-артиллерийских позиций для обороны петербургского направления.

Под командованием адмирала Н.О. Эссена Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны в полной готовности к отражению нападения противника, В 1914-1915 гг. корабли провели блестяще организованные активные минные постановки в южной Балтике, на германских коммуникациях, успешно действовали в море. В 1914 г. Эссен награжден орденом Белого Орла с мечами.

Умер в Ревеле 7 мая 1915 г. Тело доставлено в Санкт-Петербург на эсминце "Пограничник" и 15 мая захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря.