Оскар Уайльд “Счастливый принц”. Счастливый принц - оскар уайльд Чем закончилась сказка счастливый принц

Оскар Уайльд – ирландский писатель, известный своими меткими, ироничными высказываниями. Его называли мастером художественного слова. Яркие эпитеты, необычные метафоры, умело подобранные аллегории и сильные повторы, которые Оскар использовал в своих произведениях, словно стирают грань между живописью и прозой. Одной из отличительных особенность сказок, написанных ирландским писателем, является искусная выверенность фраз.

В произведениях Оскара Уайльда присутствует отлично продуманная нравственная составляющая. Одними из наиболее известных сказок ирландского автора являются: «Счастливый принц», «Звёздный мальчик». Главный герой произведения «Звёздный мальчик», нищий дровосек, решил принести в свой дом необычного младенца, на шее которого ярким светом сияло янтарное ожерелье. Он нашёл его на месте падения звезды в густом лесу.

Не менее интересной и захватывающей является и сказка «Счастливый принц». В этом произведении рассказывается о статуе, которая находилась над городом, на высокой колонне. Скульптура Принца была украшена золотом и покрыта дорогими драгоценными камнями. Все люди, проходившие мимо, замирали от восхищения при одном взгляде на великолепную статую.

Однажды под городом пролетала одинокая ласточка. Она недавно рассталась со своей возлюбленной – тростинкой. К сожалению, тростинка не разделяла тяги птицы к путешествиям. Ей было намного ближе общество Ветра.

Ласточка решила устроить себе ночлег между туфель статуи. Но птице так и не удалось заснуть. На неё капали горькие слёзы Счастливого принца. У статуи было оловянное сердце. Но даже оно тягостно сжималось при воспоминаниях о нищете и несчастьях жителей этого города.

Участливая ласточка не улетела в Египет, как собиралась. По просьбе принца она носила нищим, обезболенным людям драгоценности, которые были на скульптуре. Бедная швея, несчастная мать, сын которой был серьёзно болен, была одарена рубином со шпаги статуи. Юноша-драматург, прозябающий в нищете и неизвестности, получил сапфир, ранее бывший одним из глаз статуи. Второй же глаз скульптуры достался несчастной, трясущейся от рыданий девочке, которая случайно уронила в канаву предназначенные для продажи спички.

Наступила зима. Но верная птица не покинула статую. Она согревала оловянное сердце статуи своими тёплыми рассказами о Египте, в который так хотела улететь ранее.

Постепенно птица по одному листочку птица сняла всё золото, прежде покрывавшее скульптуру. Оно также пошло на благое дело – помощь жившим в этом городе нищим.

После смерти замершей от холода ласточки оловянное сердце раскололось на две части от сильного мороза. А власти решили переплавить статью, казавшуюся им уродливой. Глава города настаивал на том, что нужно поставить памятник лично ему. Но советники противились этому решению, возникли споры. Тем временем, мёртвая ласточка и оловянное сердце Счастливого принца оказались на свалке. Оттуда их решил забрать Ангел. Он искал самые ценные вещи в городе и остановил свой выбор именно на мёртвой птице и неживом сердце неравнодушной к людским страданием статуи.

Оскар Уайльд

Эстетизм (преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.)

Ирландский писатель, поэт

Сказки О. Уайльда, как и все его творчество, очень многопланово, в них поднимается множество проблем. Мы остановимся на наиболее выразительных, таких как:

· проблема соотношения героев и окружающего мира («Молодой король», «Преданный друг», «День рожденья Инфанты»);

· проблема соотношения красоты внешней и внутренней («Мальчик-звезда», «День рожденья Инфанты», «Счастливый Принц»);

проблема самопожертвования («Соловей и Роза», «Счастливый Принц», «Преданный друг»).

Сказки Уайльда - не наивные вымыслы, а серьезные, и где-то недетские произведения. Сам писатель называл свои сказки этюдами в прозе и адресовал их всем читателям. В них О.Уайльд обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, не загрязненные холодным расчетом. Именно такие чувства составляют подлинную красоту человеческих отношений. Он говорит о несправедливом устройстве общества, в котором те, кто трудятся, терпят лишения и нужду, в то время как другие живут припеваючи за счет их труда. Показывает, как эгоизм и алчность этого мира убивают вокруг себя все живое. Блестяще высмеивает пустоту и чванливость, кичащейся своей родовитостью знати. Однако, в сказке «День рождения Инфанты» - та же тема приобретает уже трагическое звучание. Сказки О.Уайльда предназначались скорее взрослым, чем детям. Тем взрослым, которых не перестает радовать и изумлять окружающий мир. В свое время критика прохладно приняла эти книжки, но по прошествии времени они стали бесспорной классикой. Сам О.Уайльд своей задачей сказочника считал убедительное описание того, чего не было. Он решал ее последовательно, порой вступая в спор с тогдашней прозой, которая добивалась противоположного эффекта.

Центральной темой для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза» является тема самопожертвования. В сказке «Счастливый принц» живой принц не умеет плакать. Его Дворец беззаботности содержится за высоким забором, который отделяет прекрасный сад от города. И лишь после смерти принц познает сожаление и грусть людей и учится сочувствовать им - слезы катятся из сапфировых глаз его статуи, которая стоит на высокой колонне над городом.

«На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги.

Все восхищались Принцем».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, он отдает бедной швее рубин со своей шпаги, затем, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото - а свою красоту. И там, где О.Уайльд рассказывает о страдании бедняков, изменяется даже стиль рассказа. Исчезают цветистые сравнения, тускнеют ценные каменья и благородные металлы. Яркое цветное изображение становится черно-белым.

Ласточка снимает со статуи кусочки позолоты и относит бедным, и статуя уже не такая привлекательная, как была первоначально. И со временем её убирают с городской площади:

«В ней уже нет красоты, а затем, нет и пользы»,- говорит в Университетепрофессор Эстетики».

Ему вторит Мэр:

«Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» .

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены:

«И повелел господь ангелу своему: - принеси мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» .

В сказках Уайльда нет глубокого художественного исследования социальных проблем его времени. Он стремился разоблачить утилитарный, практический подход к красоте - и парадоксально противоречил сам себе: красота души и сердца принца реализовались именно в его желании быть полезным людям.

Комедии Уальда

Шантаж миссис Чивли практически связывает Роберта Чилтерна и, кажется, не оставляет ему выбора. Героиня аргументированно доказывает, что после обнародования письма барону Арнгейму сэр Роберт распрощается со своей карьерой. Большую часть ее монолога занимают рассуждения о зависимости всех и каждого от лицемерной позиции окружающих. В данных высказываниях миссис Чивли определяются и другие темы произведения – тема греха и его искупления, характерная для творчества О. Уайльда в целом, тема общества, его ценностей и морали. Чилтерн оказывается весьма «податливым к доводам рассудка» . После беседы с женой он принимает и ее аргументы, боясь потерять ее любовь, он пишет письмо миссис Чивли, в котором отказывается поддержать проект Аргентинского канала. Выбор сделан, но мы видим, что он «ненастоящий», поскольку произошел не в результате самостоятельных раздумий, а под воздействием жены. Сомнительность этого решения подчеркивает и ремарка, где автор высвечивает его в ироническом ключе: «Дворецкий гасит лампы. В комнате становится темно. Осталась только люстра над лестницей; свет от нее падает на гобелен, изображающий «Торжество любви» . Главным в комедии является внутренний конфликт, который и несет основную смысловую нагрузку и также доказывает, что анализ социальной проблематики автору неинтересен. Мы видим, что завязка внутреннего конфликта – эпизод, в котором Гертруда показывает мужу, что не сможет смириться с его бесчестностью, Чилтерн лишится ее любви. Кульминация совпадает с кульминацией конфликта внешнего, а вот развязка – это обретение героями Любви более высокой. Социальная проблематика в данном произведении О. Уайльда не являясь ведущей, тем не менее тесно переплетается с нравственной. Общество автор оценивает весьма критично, и нельзя согласиться со словами И. Ф. Тайц: «Трагичность заключалась в самом существовании общества, разъедаемого коррупцией. Но подняться до обличения его, до постановки вопроса о преступности самого факта существования его Уайльд в силу ограниченности своих политических взглядов не мог. Да и эстетическое credo его, хотя он, как правило, отступал от него в своих лучших произведениях, все-таки сковывало и ограничивало критическую направленность Уайльда» 8 . Действительно, автор не «бичевал пороки» в традиционном понимании, он писал о более важном: о закономерностях мироустройства, о зависимости личности от общества, его морали и его предвзятой оценки. Развязка внешнего конфликта – вручение Чилтерну портфеля министра – с точки зрения осуждения пороков общества абсурдна, отмечая это, А. Аникст писал: «Только в “Идеальном муже” Уайльд от юмора переходит к сатире, достаточно язвительно показывая облик английского государственного деятеля и сомнительные пути, приводящие людей к власти в буржуазном обществе. Но, став на этот путь, драматург под конец все же завершил его все сглаживающей компромиссной развязкой» 9 . Следовательно, не обличение «английского государственного деятеля» интересовало автора. Герой «награжден» высокой должностью за свои ошибки? Ответ очевиден: он действительно награжден, но не за ошибки, а за нравственный выбор. Развязка же внутреннего конфликта подчеркивает, что и должность не главное, потому что благодаря непростым испытаниям герой обрел нечто гораздо более значимое для себя.

Дориан Грей

О книге: Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет своего друга - юноши Дориана Грея. Он буквально боготворит его за красоту и юность, которыми наделен молодой человек. И Дориан Грей, видя, насколько он прекрасен на холсте, продает душу за то, чтобы всегда оставаться таким же юным и прекрасным. Конечно же, это становится единственным, что действительно важно для него.

Пользуясь своей внешностью, влюбляя в себя всех и каждого, Дориан становится демоном в обличьи ангела (у него и вид соответственный: розовые щечки, голубые глаза и золотые кудри). Никто и подумать не может, что такой прелестный юноша может таить в себе какие-либо темные стороны. На самом деле, это давно известно: зло и темнота души неизбежно отражаются на лице. Они и отражались: после каждого своего низкого поступка менялось не его собственное лицо, а портрет. Портрет стал зеркалом его души, которая старела и становилась все более уродливой, жестокой и зловещей.

В конце концов, дойдя до самого дна и оставшись чистым для всех окружающих, Дориан Грей совершает настоящее преступление: он убивает художника, написавшего его портрет, когда тот, узнав правду о портрете, призывал Дориана остановиться в злодеяниях и попытаться искупить все грехи, что он совершил за свою жизнь. Дориан убивает художника, который очень любил его и пытался помочь, уничтожает все улики и вновь остается чистым для правосудия, но не для своей души. Портрет ужасает и пугает молодого человека, к тому же это единственная улика, которая может открыть глаза на него окружающим. И Дориан Грей берет нож, которым убил своего друга художника Бэзила. Но, вонзив нож в сердце портрета, он умирает сам, мгновенно состарившись и подурнев. Портрет же, напротив, стал таким же прекрасным, каким и был создан художником еще лет 20 назад...

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Счастливый принц" и их характеристика

  1. Ласточка. Добрая, отзывчивая, ласковая, верная.
  2. Счастливый принц. Милосердный, сострадательный.
План пересказа сказки "Счастливый принц"
  1. Прекрасная статуя
  2. Ласточка и тростинка
  3. Странная капля
  4. Рубин для швеи
  5. Сапфир для писателя
  6. Сапфир для девочки
  7. Слепой принц
  8. Золото для бедняков
  9. Смерть Ласточки
  10. Расколотое сердце
  11. Снесенная статуя
  12. В раю
Кратчайшее содержание сказки "Счастливый принц" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Ласточка села возле ног статуи Счастливого принца, и на нее упала слеза.
  2. Ласточка отнесла рубин со шпаги Принца бедной швее с больным ребенком.
  3. Ласточка отдала сапфир молодому голодному писателю
  4. Ласточка отдала второй сапфир бедной девочке.
  5. Ласточка отдала золото беднякам и умерла от холода.
  6. Сердце принца разбилось, статую снесли, а сердце и мертвую Ласточку забрал Господь.
Главная мысль сказки "Счастливый принц"
Любовь к другим людям должна быть сильнее, чем любовь к самому себе.

Чему учит сказка "Счастливый принц"
Сказка учит состраданию и милосердию, учит не оставаться равнодушным перед лицом чужого горя. Учит доброте и самоотверженности. Учит раздавать милостыню, делиться всем, что имеешь. Учит возлюбить ближнего, как самого себя.

Отзыв на сказку "Счастливый принц"
Это очень трогательная сказка о доброй Ласточке и милосердном Принце. Они отдали свои жизни ради того, чтобы люди в городе были счастливы, и это прекрасно. Своим подвигом они заслужили вечность в раю.

Пословицы к сказке "Счастливый принц"
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Доброе дело, питает и душу и тело.
Добрые умирают, да дела их живут.
Доброе сердце о чужой беде болит.
Доброму - добрая память.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Счастливый принц"
На колонне стояла статуя Счастливого принца. Она была отделана золотом, глаза принца были сделаны из сапфиров, а шпагу принца украшал рубин.
Все вокруг восхищались статуей и считали принца похожим на ангела.
Однажды, Ласточка подружилась с тростинкой. Она полюбила тонкое растение и все лето кружилась вокруг тростинки. Ее подруги уже улетели в Египет, и вот Ласточка тоже собралась улетать. Она долетела до города и устроилась передохнуть у ног статуи Принца.
Вдруг на нее упала тяжелая капля. Ласточка удивилась, ведь на небе не было ни облачка. Но оказалось, что это плакала статуя.
Ласточка спросила Принца, почему он плачет, и тот рассказал, что пока был живым, жил во дворце и весело проводил время на балах. Когда он умер его поставили на колонну, и теперь он видит всю нищету и боль своего народа. А потому плачет, несмотря на то, что сердце у него оловянное.
Принц рассказал, что видит бедную женщину, швею, которая вышивает прекрасное платье, а ее сын лежит больной и скоро умрет. И Принц попросил Ласточку отнести швее рубин со своей шпаги.
Ласточке было холодно и она торопилась в Египет, но Принц так настойчиво уговаривал птицу, что Ласточка согласилась. Она взяла рубин и отнесла его в комнату швеи.
Вернувшись, она сказала, что ей совсем не холодно, а Принц объяснил, что это потому, что она сделала доброе дело.
На следующий вечер Ласточка объявила Принцу, что улетает в Египет, но тот снова стал просить ее задержаться. Он рассказал про голодного юношу, у которого нет сил, чтобы закончить пьесу, и попросил Ласточку отнести юноше сапфир из своего глаза.
Ласточка согласилась и отнесла сапфир юноше, а вечером вернулась к принцу. Она сказала, что улетает в Египет, и что весной принесет Принцу камни еще краше, чем те, которые он отдал беднякам.
Но Принц снова стал уговаривать Ласточку остаться. Он рассказал ей про маленькую девочку, которая уронила и намочила спички, и теперь плачет, потому что отец сурово накажет ее. Принц попросил Ласточку отдать девочке второй сапфир. Ласточка уронила сапфир в руки девочке и та засмеялась.
А Ласточка вернулась к Принцу и сказала, что останется с ним навеки, потому что тот стал слепым. Она устроилась около его ног и целый день рассказывала о далеких и чудесных краях.
А потом Принц попросил ее облететь город и рассказать, что она увидит.
Ласточка облетела город и рассказала Принцу о нищете и голодных детях. И Принц попросил ободрать с него все золото и раздать бедным.
Настала зима. Ласточка сильно мерзла и перебивалась крошками хлеба. А потом поняла, что умирает. Она забралась на плечо Принца и стала прощаться с ним.
Принц сказал, что счастлив, что Ласточка наконец летит в Египет и попросил поцеловать его в губы, ведь он полюбил ласточку. Ласточка ответила что летит не в Египет, а в обитель смерти и поцеловала Принца.
А потом Ласточка упала мертвой у его ног. Раздался страшный треск, это раскололось оловянное сердце Принца.
Утро городской голова сказал, что статуя выглядит облезлой, позолота с нее сошла, глаза выпали, а рубин потерялся. У ног статуи лежала мертвая ласточка и голова приказал запретить птицам умирать возле статуй.
Статую снесли и переплавили. Только оловянное сердце не хотело переплавляться, и его выбросили на свалку, где уже лежала мертвая Ласточка.
И Господь послал в город своего ангела, велев ему принести самое дорогое. И принес ангел мертвую птицу и оловянное сердце. И Господь похвалил его выбор, сказав, что птица будет вечно щебетать в его райских садах, а Счастливый принц будет вечно возносить хвалу Господу в его золотом чертоге.

Это рецензия будет не на сказку "Счастливый принц", а на сборник с одноименным названием, в который помимо этой сказки входит еще четыре других. Данный сборник отлично охарактеризовал сам автор "это фантазии, написанные с целью добиться романтического звучания". И читая этот сборник, чувствуется, да даже не то что чувствуется, а видится невооруженным глазом романтика в каждой строчке. Но та романтика, которая наполнена именно любовью и сердечностью. Также стоит иметь в виду, что сборник не рассчитан на детей и написан исключительно для взрослых. Но адресован он тем взрослым, кто в свои 30 или даже в 60 сохранили в душе еще ребенка. А форме "сказка" представленные истории обязаны главным героям, которые показаны в образах животных, природы и неких интересных предметов.

Начну, пожалуй, с . Эта сказка мне понравилась больше всего. Хотя она немного как бы через чур романтичная, потому что в ней любовь представляется как нечто такое сверхвозвышенное чувство, о котором нужно говорить только с придыханием. Но итог истории обнажает эту возвышенность и показывает реальность, убивая всю романтику.

Далее на мой взгляд идёт . Не менее трогательная, чем первая сказка, но уже более земная. Хотя главными героями являются статуя принца и ласточка, все взгляды направлены на состояния людей и их поступки. Не знаю почему именно этой сказке обязан сборник названию, но на мой взгляд весьма подходяще. В каждой истории сборника автор представлял тот или иной порок людей, или их поведение, а в этой сказе, благодаря Ласточки мы осматриваем целый город с жителями с высоты птичьего полёта, в котором происходят разные страсти, горести и печали, созданные самими людьми.

По мне самая забавная сказка. В ней на примере пиротехнических изделий, которые являются главными героями, Уайльд отобразил некоторые пороки людей, такие как тщеславие, себялюбие, самомнение и спесь. Забавности хватает уже в том, что героями представлены фейерверк, бенгальские огни, петарды и ракеты. Но автор еще описал их поведение и ситуации, в какие попала одна заносчивая ракета с высоким самомнением.

История в истории. Здесь рассматривается понятие настоящего друга. Что для нас настоящий друг и каковы мы сами можем являться настоящими друзьями. На примере дружбы людей некая птичка Коноплянка пытается объяснить водяной крысе как некоторые невежды могут своё безразличное отношение к людям преподносить с благородной стороны. Но невежды есть невежды, что им растолковывать.

И последняя сказка из этого сборника, последняя в моём рейтинге, а не по содержанию, это . История о великане-эгоисте, которого дети и мать-природа научили сочувствию, доброте и любви. Но непонятно трагичный конец просто остудил весь интерес к данной сказке.

Для своих сыновей О. Уайльд написал два сборника сказок. Однако эти сказки (автор сам признавал это) адресованы скорее взрослым. Слишком глубокий в них смысл, слишком грустный тон.

Свои сказки Уайльд наполнил христианскими идеями, на них строятся все сюжеты. Например, в сказке «Счастливый принц», где главный герой — памятник Принцу — раздает больным и бедным людям драгоценные камни и позолоту, которыми он украшен. Тут отчетливо звучит идея сострадания и милосердия. В «Преданном друге» один герой — мельник — полон эгоизма и считает, что должен только брать, тогда как другой герой — маленький Ганс — должен только отдавать. Этот беззастенчивый грабеж мельник называет дружбой, хотя об истинной дружбе или любви он не имеет ни малейшего представления.В сказке «Замечательная ракета», посвященной тщеславию, ракета никак не может понять, что она ничем не выдающаяся, неисправная вещь. Всякое бранное и нелестное слово в свой адрес она переделывает в комплимент.

Однако самая христианская сказка, гениально воплощающая идею греха, покаяния и прощения — это, безусловно, «Мальчик-звезда».

Это история прекрасного мальчика, который был злым, жестоким и тщеславным, отрекся от своей матери, считая ее нищенкой, и в наказание стал безобразным как жабы и гадюки. После этого он много лет бродил по свету, чтобы найти свою мать и испросить у нее прощение. Его сердце умягчилось, вкусив нищету, презрение и голод, и он научился любви и состраданию. В тот момент, когда он готов пожертвовать жизнью ради другого человека, его красота возвращается к нему, и он получает прощение от своей матери-королевы.

Красота внешняя и красота внутренняя могут противопоставляться друг другу, как в сказке «День рождения инфанты», где восхитительная принцесса безобразна душой, а уродец-карлик обладает прекрасным сердцем. Или Мальчик-звезда, который будучи прекрасным как принц, выкалывал глаза кроту, убивал птиц, кидал в нищих камнями.

Красота внутренняя может показываться сквозь красоту внешнюю. Так, когда мальчик-звезда обретает внутреннее совершенство, он снова становится прекрасным, его внутренняя красота словно вырывается наружу. Или, например, грубое одеяние юного короля из одноименной сказки чудесным образом преобразилось в царское облачение, чтобы явить всем его внутреннее достоинство.

Для Уайльда этические и эстетические категории оказываются нераздельными. Он бесконечно соединяет красивое и нравственное, изучает их взаимодействие. В результате, Уайльд показывает, что прекрасный порок, уродливая добродетель — это только видимость. На самом деле порок всегда уродлив, а добродетель прекрасна.