Почему романский стиль. Романский стиль: основные черты и самые известные строения. Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Девушка накопала море информации, сумбурно и нелогично местами, но пригодится.
Я почистила немного. Если найдете ошибки - пишите пожалуйста.
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
Романский стиль (лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в Х-ХII веках.
Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Собор, XI в., Трир

Термин "романский стиль" появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. - "зрелого" романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.

"Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства".



Монастырь, XI-XII вв. Ирландия

"Классичнее" всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа - путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков - опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде - алтарном выступе - обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции - в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. "Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга".

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами - одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.

Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция

Собор, Сантьяго-де-Компостела, Испания

Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.

Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, "геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления".

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами - клуатр. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция

Кухня в аббатстве Фонтевро

Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.


Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон


3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План

В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены "грешным" мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.


Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.

Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080 - 1211 гг.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.



Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема

Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова "ромус" - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых - сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон.

Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдейсхейме (Германия, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже, (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Вормсе (Германия, 1170-1240)

Собор в Майнце, Германия

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц - мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В.Власов пишет о том, что для романского искусства "характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, "звериных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Церковь Сан-Изидоро. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг. Леон. Испания.

Фронталес

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 г.

Итак, в XI-XII вв. одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса.

Лев, обнимающий агнца

В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литьё из бронзы, скульптура из дерева также применялись, но не повсеместно. Произведения из дерева и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников.

Церковь свв. Апостолов Сан Миниато аль Монте во Флоренции. Алтарь. 1013 - 1063 гг.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры , расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Крещение Христа. Миниатюра Бенедикционала Этельвольда. 973-980 гг.

В.Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, такие, как Э.Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы". Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Витраж "Святой Георгий"

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Слоновая кость. Около 1180 г.


Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

Особенности местных национальных школ.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) - типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Этот монастырь называли "вторым Римом". Это была самая большая церковь в Европе. Длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального нефа - свыше тридцати метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы.


Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.)

Нормандские храмы лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви - величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)

План собора в Шпейере

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Вормский собор - это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием - массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Архитектурный декор очень сдержан - всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

Собор в Вормсе

Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют конструктивное отличие - крестовые своды.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается "не порываемая" даже в средние века связь с Древним Римом.

Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда "чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи".

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто , в ХII в. - архитектор Райнальдо ). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская "падающая" башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной.

В соборе Санта-Мария Нуова (1174-1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

Собор Санта-Мария Нуова, Монреале

Интерьер собора Санта-Мария Нуова, Монреале

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому - соборы в Сент-Олбансе (1077-1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие.

Кафедральный собор в Сент-Олбансе

Собор в Сент-Олбансе


Фреска собора в Сент-Олбансе

Скульптуры собора в Питерборо

С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI-XII вв. для Испании были временем Реконкисты - временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты - войны за освобождение территории страны, захваченной в 711 -718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего это нашло отражение в архитектуре.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода - королевский дворец Алькасар (IХ век, Сеговия). Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города.

В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Большую роль играла монументальная живопись - фрески: росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

ХII век - "золотой" век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.

1. Общая характеристика дороманской архитектуры. Сарацино-норманский стиль. Влияние Византии

Дороманский период- период в Европе, шедший вслед за падением Римской империи. Период с 400-1200 гг.

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек - амбаров, погребов, мастерских.

Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей,

Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма.

Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене,

Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось.

Нормандский период Сицилии продлился приблизительно от 1070 приблизительно до 1200. Архитектура была украшена в позолоченных мозаиках, таких как это в соборе в Монреале. Нёбная Часовня в Палермо, построенном в 1130, возможно, самый сильный пример этого, где интерьер купола (непосредственно византийская особенность) украшен в мозаике, изображающей Христа Пэнтокрэтора, сопровождаемого его ангелами.

В течение более поздней нормандской эры Сицилии могут ранние Готические влияния, de обнаружил, такие как те в соборе в Мессине, посвященной в 1197. Однако, здесь высокая Готическая колокольня имеет более позднюю дату, и не должна быть перепутана с ранним Готическим шрифтом, построенным во время нормандского периода, который показал резкие арки и окна, а не аркбутаны и вершины позже, чтобы проявиться в Готическую эру.

Здания в Палермо

    Нормандский дворец с его Нёбная Часовня

    Замок Maredolce

    Собор Палермо

    Сан Джованни dei Lebbrosi

    Сан Джованни degli Eremiti

    Санта-Мария dell"Ammiraglio также известный как Martorana

    Сан Катальдо

    Церковь Святого Духа (Сицилия) также известный как Чьеса дель Веспро

    Santissima Trinità известный как Киеза делла Маджоне

    Собор Монреале и Бенедиктинский монастырь

    Собор Мессины

    Собор Cefalù

2. Общая характеристика романского стиля. Романский стиль в интерьере. Романский стиль (от лат. Romanus - римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера - полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

http://www.privatehouse.ru/styles/roman/

3. Монастыри и аббатства как ведущий тип сооружения романского периода. Клюни, Мария-Лаах, Мон-Сн-Мишель

Клюни́ (фр.Cluny ) - бывшеебенедиктинскоеаббатствовВерхней Бургундии, недалеко отМакона. Вокруг монастыря возникодноименный город.

Клюни Cluny

Аббатство Клюни в 2004 году

Департамент

Сона и Луара

Конфессия

Католицизм

Орденская принадлежность

Бенедиктинцы,Клюнийская конгрегация

Аббатство

Основатель

Гильом I Аквитанский

Дата основания

Дата упразднения

ликвидировано в 1790 году, сохранился ряд построек

Аббатство Мария Лаах (нем.Abtei Maria Laach ,лат.Abbatia Mariae Lacensis илиAbbatia Mariae ad Lacum ) - средневековый немецкий монастырь, находящийся на юго-западном берегуЛаахского озера, в горахАйфель. Монастырь был заложен в1093 годупфальцграфомГенрихом II фон Лаах и его женой Адельхайд фон Ваймар-Орламюнде , а его строительство окончилось в 1216 году. Современное название он получил в 1863 году.

Монастырский шестибашенный собор, Laacher Münster , представляет собой сводчатуюбазиликус внутренним садом перед западнымпорталом, так называемым парадизом (единственным к северу от Альп), иклуатромначала XIII века, отреставрированным в 1859 году. Он является одним из самых красивых памятниковроманского зодчествавремениСалической династии.

В 1926 году папаПий XIприсвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor ).

Аббатствопринадлежит орденубенедиктинцев. В их владении находятся сельскохозяйственные угодья, возделываемые по принципуэкологического хозяйства(полученный урожай продается в местном магазине), Лаахское озеро с туристическими сервисами (кемпинг, прокат лодок, рыбная ловля), отель на берегу озера, садовое хозяйство, небольшой зоопарк, издательство с книжным магазином, ремесленные мастерские с возможностью обучения желающих (например, бронзовое литье, художественная ковка, гончарное и столярное дело, электротехника; ведется и обучение сельскому хозяйству).

Мон-Сен-Мишель (фр.Mont Saint-Michel - гораАрхангела Михаила) - небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережьеФранции.

Этот остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С1879 годаостров связандамбойс материком .

Этот природно-исторический комплекс является одним из наиболее известных мест для посещения. Уже в 1874 годуон стал признанным историческим памятником, а с1979 годабыл причисленЮНЕСКОк всемирному наследию человечества.

Остров находится в 285 км к западу от Парижа и привлекает туристов всего мира. Факторами популярности объекта являются чрезвычайно живописное расположение аббатства и окружающего его поселка на возвышающейся у берега скале, наличие впечатляющих памятников истории и архитектуры, а также уникальные для Европы приливы и отливы.

Общее число посетителей комплекса в год составляет 1,5 - 1,8, а по некоторым данным - до 3,5 миллионов человек, а в аббатство поднимается в июле-августе около 650 тыс. туристов .

Краткая характеристика и история стиля с примерами.

Романская живопись (1000–1200 годы)

В истории христианского искусства термин “романский” является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин “Готика”. Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.

Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.

Характеристика стиля

Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.

В Италии

Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.

Фрески в Сен-Савен.

В Испании

Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов - Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.

Фреска в церкви Сан Клементе

В Англии

Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.

В Германии и Австрии

Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.

В Венгрии и Чехии

Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.

Романская живопись обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Европейская культура X-XIV вв. до сих пор поражает исследователей своими достижениями в области искусства. Готический и романский стили оказали колоссальное влияние не только на средневековую архитектуру. Их черты прослеживаются в живописи, литературе, скульптуре, музыке и даже моде той далекой эпохи.

Романский стиль, ставший первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовал с конца X по XII столетие. Он формировался в сложное время, когда Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. Практически все виды искусства, одни в большей степени, другие - в меньшей, испытали на себе влияние романского стиля, который стал закономерным этапом эволюции средневековой европейской культуры.

Между Античностью и Новым временем

С того момента, как в 476 году Одоакр, предводитель одного из германских племен, сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула, историки традиционно начинают отсчет следующей эпохи - Средневековья. Принято считать, что завершился этот период в конце XV века, когда европейцы стали открывать и активно осваивать новые для них континенты.

Название «Средние века» придумали итальянские гуманисты в XV столетии. Они полагали, что наступает время возрождения античной культуры, знаний, традиций и ценностей, предававшихся забвению на протяжении тысячи лет. Гуманисты были уверены, что ничего достойного с момента падения Рима не происходило, что это был темный период упадка и варварства. Поэтому с изрядной долей снисходительности прошедшее тысячелетие они назвали Средневековьем - промежутком между Античностью и зарождавшимся Новым временем.

Отчасти гуманисты были правы: некогда процветавшие города и хорошие дороги пришли в упадок, античная культура была практически позабыта. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Но с другой стороны, Средние века оказали значительное влияние на развитие человеческой культуры. Именно в этот период сформировались современные европейские языки, открылись университеты, были написаны произведения, до сих пор волнующие нас, построены многие города, величественные соборы, родился новый стиль в искусстве - романский.

Возросла и духовная активность: широкое распространение получило паломничество. По дорогам Европы тысячи людей шли в монастыри для поклонения мощам и реликвиям.

Происхождение названия

Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Тем не менее многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима. Например, отсутствовали мелкие детали, избыточный декор, акцент в сооружениях делался на мощной кладке. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь.

Главные особенности

Новое направление в искусстве совершенно отвергло свойственный античной архитектуре запас декоративно-орнаментальных средств и присущие ей пропорциональные формы. То немногое, что все-таки сохранилось, было огрублено и изменено.

К особенностям романского стиля искусствоведы относят:

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

Стилевыми признаками романики являются:

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Основные архитектурные сооружения романского стиля:

  1. Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня - донжон, составляла ядро крепости.
  2. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  3. Монастырский комплекс, которому были присущи узкие окна и толстые стены.

Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. - это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта - тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.

Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

На перекрестках оживленных дорог

Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.

Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены - толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров в толщину.

В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами. Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира. Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок - еще одна примечательная черта романского стиля. В они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни - замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Рыцарские замки

Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. - это время развития и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых - донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.

Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.

Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму - 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

В декоре романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви «населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне. Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и кельтских племен.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские - скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы - визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Героический эпос

Романский стиль в искусстве проявился и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии канонизированных мирян и духовных лиц.

Кроме церковной развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают читать даже в наш век высоких технологий. Романская эпоха - время расцвета героического эпоса. Он возник на основе народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с драконами, колдунами, злодеями. предназначались не для чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написано в стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи относятся:

  • «Старшая Эдда», сборник древнеисландских саг, в которых причудливо переплелись мифология и христианство.
  • «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о судьбе германского рыцаря Зигфрида.
  • «Беовульф», древний англосаксонский эпос, повествующий об отважном борце с драконами.

Со временем героями эпосов стали не мифические, а реальные личности, да и сами произведения начали рассказывать о событиях, которые имели место в действительности. К таким историко-эпическим поэмам относятся испанская «Песнь о Сиде» и французская «Песнь о Роланде». Последняя повествует о походе Карла Великого в страну басков и о гибели графа Роланда, который вместе со своим отрядом прикрывал отступление королевской армии через Пиренеи.

Линейный стан

Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык - единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.

Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.

Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс - средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал - богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

Внутри храма верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах - декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах - удлиненных.

Особенности ваяния

Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, - Гизлеберт.

В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую - дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе - разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому - церковь Лаахского аббатства Святой Марии.

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.

"Французская манера"

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Она зародилась в XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту: от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными, наполняя храм светом.

Послесловие

Первым собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства, стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур, книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период ознаменовал значительный культурный шаг вперед.